Социально-экономические показатели, характеризующие деятельность фирмы

Появление туризма как товара, потребовало создания определенной материально-технической базы, наличия квалифицированных сотрудников по обслуживанию туристов и направленного управления туристическими хозяйствующими субъектами. Всё это определило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народного хозяйства.

Производители услуг, которые предназначены для обслуживания туристов, объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он является насущной потребностью людей только при конкретном уровне его дохода, при конкретном уровне богатства общества, при возникновении свободного времени и при наличии потребности в услугах туризма[9].

Показатели финансово-экономической деятельности туристической организации включают:

- объем реализации туристических услуг или выручку от реализации услуг туризма;

- значения применения рабочей силы (производительность труда, объем расходов на заработную плату и пр.);

- показатели применения производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств);

- себестоимость услуг туризма;

- прибыль;

- рентабельность;

- финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

Экономический анализ и маркетинговые исследования базируются на применении показателей туристической работы. В практике систематизации экономических показателей используются разные подходы.

На основе рекомендаций статистической фирмы ООН, с целью проведения оценки общего масштаба экономического влияния туризма, можно использовать следующие показатели:

— полученный доход от туризма и его доля в валовом национальном продукте;

- поступления иностранной валюты от международного туризма, на государственном уровне. Расчет включает валовые доходы в иностранной валюте, чистые доходы в валюте, региональном уровне рассчитывают валовые и чистые поступления, которые были получены из источников вне соответствующего региона;

— рабочие места, которые созданы благодаря туризму по видам занятости;

—эффект мультипликации. Данный показатель можно рассчитать как величину затрат, осуществляемых туристами на получение услуг и товаров смежных отраслей (транспорт, связь, сельское хозяйство, развлечения, финансовая, культурная и другое обслуживание) в расчете на каждую денежную единицу проданного турпродукта;



— вклад в государственный бюджет с помощью туристических, таможенных, аэропортовых сборов с туристов, налоговые поступления из туристических организаций и доходов, занятых на них сотрудников[10].

Система показателей развития туризма включает основные показатели финансово-экономической деятельности туристической организации.

Показатели финансово-экономической деятельности туристической организации включают:

- объем реализации туристических услуг или выручку от реализации услуг туризма;

- значения применения рабочей силы (производительность труда, объем расходов на заработную плату и пр.);

- показатели применения производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств);

- себестоимость услуг туризма;

- прибыль;

- рентабельность;

- финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.)[11].

Одним из основных экономических показателей деятельности туристической фирмы является валовая прибыль.

Валовая прибыль — это основной показатель, характеризующий экономическую деятельность турфирмы. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

ПРвал = Выр – С, (1)

где: ПРвал — валовая прибыль,

Выр — выручка от продаж,

С — себестоимость реализованных товаров и услуг.

Основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли. От данного показателя зависит конкурентные позиции и туристических фирм в долгосрочной перспективе, а также финансовая стабильность, при этом одной из основных составляющих прибыли является прибыль от реализации продукции, которая определяется по следующей формуле:

П = В – С = V * Ц – С, (2)

где П – прибыль;

В – выручка;

С – себестоимость;

V - объем реализованной продукции/услуги;

Ц - цена за единицу продукции/ услуги.

Чистая прибыль – это часть валового дохода. Это остаток средств после уплаты всех обязательных налогов, сборов, отчислений и других платежей. За счет чистой доли от прибыли можно увеличивать оборотные средства, формировать различные фонды и резервы, а также вкладывать инвестиции.



Чистая прибыль турфирмы рассчитывается по следующей формуле:

ЧП = ФП + ВП + ОП – СН, (3)

где ЧП – чистая прибыль;

ФП – финансовая прибыль (финансовые доходы – финансовые расходы);

ВП – валовая прибыль;

ОП – операционная прибыль (операционные доходы – операционные расходы)[12]

Одним из показателей деятельности турфирмы является уровень ликвидности. По нему оценивается кредитоспособности фирмы, ее способности в полном объеме, и рассчитываться по обязательствам в срок.

Ликвидность - это способность имущества фирмы приносить определенный доход.

Коэффициенты ликвидности рассчитываются на основе бухгалтерского баланса турфирмы.

Следовательно, ликвидность фирмы можно оценить при помощи следующих коэффициентов:

1. Коэффициент текущей ликвидности:

Kтл = Оборотные активы / Текущие обязательства (4)

Этот коэффициент показывает, какую часть текущих обязательств может погашать организация, мобилизовав все оборотные средства.

2. Коэффициент быстрой ликвидности - показывает какую часть текущих обязательств, возможно погасить в случае критического положения фирмы, когда не будет возможности реализовать запасы.

Формула для расчета:

Кб.л.=(ДЗкр.+ДС+ФВкр./Текущие обязательства. (5)

Значение этого показателя зависит от сферы деятельности организации и рекомендуется от 0,8 до 1,5.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности можно рассчитать по следующей формуле:

К. а.л.= (ДС+КФВ) / Текущие обязательства (6)

ДС – Денежные средства

КФВ – краткосрочные финансовые вложения

Коэффициент абсолютной ликвидности, показывает какую часть текущих обязательств можно погасить имеющимися денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями[13].

Немало важными коэффициентами остаются и коэффициенты оценки кадрового состояния фирмы.

1) Рентабельность персонала – это относительный показатель, характеризующий уровень потребления определенного ресурса.

Формула для расчета:

, (7)

где Рперс - рентабельность персонал;

П – прибыль

Ч- численность персонала.

Основными показателями кадровой устойчивости и стабильности внутри коллектива является движение кадров. Движение кадров представляет собой изменение места и сферы приложения труда, рода деятельности и производственных функций работников.

2) Коэффициент текучести – это среднее значение, которое получают при проведении анализа и оценивается оно в процентах.

Формула для расчета:

, (8)

где Ктекуч. - коэффициент текучести,

Чув.с.ж. - число уволенных по собственному желанию, чел.

Чув.нар.дисц. - число уволенных за нарушения трудовой дисциплины, чел.,

Чср.спис. - среднесписочная численность за период, чел.

3) Коэффициент оборота по приему кадров – представляет собой отношение числа принятых за отчетный период (стр. 2) к средней за этот период списочной численности работников (стр. 1) и определяется по формуле:

, (9)

где Коб.пр - коэффициент оборота по приему,

Чприн. - число принятых за период, чел.,

Чср.спис. - среднесписочная численность за период, чел.

4) Коэффициент оборота по увольнению - рассчитывают как отношение уволенных за отчетный период (стр. 4) к средней за этот период списочной численности работников (стр. 1) по формуле:

, (10)

где Коб.ув - коэффициент оборота по увольнению;

Чувол - число уволенных за период, чел.;

Чср.спис. - среднесписочная численность за период, чел.

5) Коэффициент постоянства кадров - коэффициент, который характеризует уровень работающих на данном предприятии постоянно в анализируемом период. Формула для расчета:

, (11)

где Кпост. - коэффициент постоянства кадров;

Ссписочн.числ. - списочная численность на начало периода, чел.;

Чувол. - число уволенных за период, чел.;

Чср.спис. - среднесписочная численность за этот период, чел.

Следующими экономическими показателями, характеризующими деятельность турфирм, являются показатели ассортимента предлагаемых услуг.

1) Широта ассортимента (Ш) – это количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Коэффициент широты выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому. Формула для расчета:

, (12)

где Шд – действительная широта,

Шб – базовая широта.

2) Новизна ассортимента– способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степени обновления Кн, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Коэффициент новизны рассчитывается по формуле:

, (13)

где Н – количество новых товаров.

Обновление – одно из направлений ассортиментной политики турфирмы, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья и/или производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров[14].

Одним из важных показателей работы сотрудников на предприятии является производительность труда, которая характеризует эффективность производственной деятельности (оказания услуг) в течении определенного времени. Уровень производительности может быть измерен с помощью показателей выработки и трудоемкости. Формула выработки определяется по следующей формуле:

(15)

— объем произведенной продукции

— затраты рабочего времени

Обратным показателем является трудоемкость, которая так же вычисляется по формуле:

(16)

Выработка может быть вычислена как:

Средняя часовая выработка. Это отношение объема произведенной продукции к числу человеко-часов, отработанных в течение данного периода времени. Формула для расчета:

Средняя часовая выработка= (17)

Средняя дневная выработка. Показывает какой объем продукции был произведен каждый день в течение определенного периода времени. Для того чтобы вычислить среднюю дневную выработку времени необходимо объем произведенной продукции разделить на число человеко-дней затраченных на производство данного объема (время изготовления данного объема).Вычисляется по формуле:

Средняя дневная выработка = (18)

Средняя месячная выработка. Представляет собой отношение объема произведённой за месяц продукции к среднесписочной численности рабочих. Аналогично может быть вычислена выработка за квартал или год[18]

Средняя месячная выработка = (19)

Иные характерные особенности, которые необходимо иметь в виду при рассмотрении кажущихся преимуществ более высоких возможностей трудоустройства, которые создаются туризмом, сводится к следующему:

- многие предлагаемые рабочие места рассчитаны на частичную занятость, т.е. неполный рабочий день;

- трудоустройство может быть сезонным, в течение нескольких месяцев или даже недель в году;

- многие предлагаемые вакансии предназначены для неквалифицированной рабочей силы и для женщин, труд которых оплачивается ниже, чем мужской.

В отдельную группу выделяют показатели, которые характеризуют состояние и развитие международного туризма:

- количество туристов, которые посетили зарубежные страны (находится по количеству пересечений государственной границы)

- количество туродней по иностранным туристам

Для характеристики эффективности применяемых ресурсов и текущих затрат на туристском предприятии используется рента­бельность — показатель, отражающий уровень прибыльности относительно определенной базы.

Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукта достаточны не только для покрытия затрат, но и для об­разования прибыли. Различают общую рентабельность и рента­бельность реализованной продукции.

Общая рентабельность определяет эффективность произ­водственно-хозяйственной деятельности туристической организации и рассчитывается по формуле:

(7)

где Пб — это общая сумма балансовой прибыли;

Ф — это среднегодовая стоимость основных фондов, нематериальных активов и матери­альных оборотных средств.

Социально-экономическая эффективность туристической организации определяется показателями, которые связаны с отдыхом и оздоровлением кли­ентов, с влиянием объектов социальной инфраструктуры, которые включены в турпакет, на качество отдыха.

Так же один из основных показателей эффективности турпродукта является срок его окупаемости. Под сроком окупаемости понимаются период возмещения за счет прибыли или денежных средств, генерируемых проектом.

При равномерном поступлении денежных средств период окупаемости рассчитывается по формуле:

П = ;

КВ – капитальные вложения;

ДС – денежные средства (прибыль);

Так же показателем окупаемости является затраты капитальных вложений на 1 рубль продукции[19]:

ЗКП =

Особым побочным эффектом развития туризма является создание рабочих мест, т.е. рост занятости населения. Это имеет важное значение для стран с высоким уровнем безработицы. Но планы приобрести более оплачиваемую по местным стандартам работу в туристическом бизнесе может привести к переходу сотрудников, занятых прежде в традиционных сферах производства, например, в сельском хозяйстве, в иные отрасли, которые связаны с туризмом, и тем самым оказать плохое влияние на производство сельскохозяйственной продукции. Вызванное возможностью трудоустройства массовое перемещение людей из отдаленных районов в города, где много туристов, может приводить к перегрузке жилищных условий, систем и средств обеспечения и обслуживания в данных городах.

Для определения эффективности SMM стратегии необходимо определить возможности социальных сетей, которые можно разделить на 3 категории:

- повышение осведомленности пользователей о бренде и распространение информации;

- увеличение числа конверсий, а также стимулирование желаемого поведения пользователей;

- увеличение масштаба SMM кампаний.

Расчет показателя вовлеченности рассчитывается по формуле:

ER = A/F/C

Где А – число активное за период

F – количество подписчиков

С – Количество постов за период

Увлечение трафика на сайт смотрится по статистике посещаемости, статистики группы, которую можно просматривать на сайте групп[20];

Все вышеперечисленные показатели оказывают конкретное влияние на регион, в котором развивается туристическая отрасль. Развитие туризма и рост объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные итоги принимаемых решений.


soldatu-kotorij-stal-lakeem.html
solenost-vodi-kak-ekologicheskij-faktor.html
    PR.RU™