Составьте схему, в которой отразите связь педагогики с другими науками.

В течение всего периода своего существования педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на её становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, ещё на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической науки и практики.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили её методологическим основанием. Методологическая функция философии по отношению к педагогике проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной, так как психология была и остаётся важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса.

Педагогика тесно связана и с науками, изучающими человека как индивида. Это такие науки как биология (анатомия и физиология человека), анторопология и медицина.

Биология изучает индивидуальное развитие человека, а также проблемой соотношения природных и социальных факторов развития личности, которая является одной из центральных для педагогики.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретённые или врождённые отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимодействии с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапивтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Поэтому неслучайно стали устанавливаться связи между педагогикой, психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.



Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.

Связи педагогики с социологией относятся к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоёв населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя её в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Взаимосвязь педагогической науки и практики.

Назовите движущие силы связи науки и практики……………………………………….

Опираясь на материалы лекционных занятий, учебно-методическую литературу и информационные ресурсы по дисциплине, заполните таблицу:

«Актуальные проблемы педагогической науки и практики образования»

Актуальные проблемы педагогической науки Актуальные проблемы практики образования

Самостоятельная работа

Методические указания:

При выполнении задания № 1 проанализировать предлагаемые высказывания о педагогике. Заполнить таблицу.

Задание № 2-3 требует актуализации теоретических знаний и закрепление основных понятий педагогики как науки при работе с вопросами тестового характера.

При выполнении задания № 4 провести сравнительный анализ видов практической педагогической деятельности, используя предлагаемые исходные материалы.



Ход выполнения:

Задание № 1.

Изучите приведённые ниже высказывания о педагогике и установите соответствие их практическому, научному, учебному и культурологическому значению педагогики.

● Заполните таблицу: «Основные подходы к понятию педагогики».

Значение педагогики Сущность педагогики
1. Практическое (бытовое)
2. Научное
3. Учебное
4. Культурологическое

А «Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, …самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать… Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит, воспитание и образование человека - один из видов человеческой деятельности». (Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.)
Б «Педагогика - самая живая, очеловеченная наука, наука и искусство, где прихотливая, динамичная жизнь ребёнка, эмоционально насыщенная и текучая, является самой сутью, предметом и целью теории…» (Мягченков С. К педагогике духовности. // Воспитание школьников..)
В «Педагогика познаёт и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного знания человека; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке». (Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.)
Г «В принципе, педагогика - это та самая наука, которая исследует, анализирует, ставит вопрос о том, как помочь человеку «поднять» его душу, чтобы человек «выпрямился». И пусть душа - это нечто эфемерное, то, что не подлежит расшифровке… то, что в последнее время обращает на себя особое внимание, в результате чего появляются красивые названия – «аура», «карма» и т.д. Именно педагогика определяет средства, методы, те самые механизмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя, стать творческой личностью». (Казанский О.А. Педагогика как любовь.)
Д «Педагогика - это адаптированные к специфике получаемого образования теоретические и практические аспекты обучения и воспитания».

Задание № 2.

Познакомьтесь со следующим материалом.

● Составьте таблицу: "Практическая педагогическая деятельность".

Структурные компоненты педагогической деятельности Виды практической педагогической деятельности:
учебно-воспитательная методическая управленческая научно-исследовательская
1. Объекты и субъекты деятельности
2. Цели
3. Средства
4. Результаты

Педагогическая практика - один из видов деятельности людей, обеспечивающих развитие, воспитание человека и общества. Выделяют профессиональную и непрофессиональную педагогическую деятельность. Профессиональная педагогическая деятельность предполагает осознание человеком педагогической проблемы и решение педагогических задач с учётом определённой системы правил и требований.

◄ Учебно-воспитательная деятельность предполагает передачу жизненного и культурного опыта от старшего поколения к младшему, использование в связи с этим системы методов и приёмов обучения и воспитания, наглядных и технических средств; результатом этого процесса должен в идеале стать обученный, воспитанный и образованный человек, его качества личности, знания, умения и навыки призваны обеспечить готовность к жизни и труду в социуме.

◄ Методическая деятельность выражается в сообщении научно-методических открытий более опытными педагогами (методистами) другим педагогам-практикам, молодым учителям, предполагает передачу передового педагогического опыта и инноваций широкой педагогической общественности, а также непосредственную подготовку учителя к уроку, внеклассному мероприятию. Данный процесс предусматривает традиционные и нетрадиционные формы: методические объединения учителей, научно-методические семинары, конференции, распространение специальной литературы, обмен опытом, проведение открытых уроков и т.д. Итогом данной деятельности является педагог-профессионал в области обучения и воспитания, способный учитывать и совмещать теорию с приёмами и современными технологиями практической работы, ориентированный на творческий поиск.

◄Управленческая деятельность заключается в создании наиболее оптимальных, благоприятных условий для функционирования и развития педагогической системы (школы; коллектива учащихся, педагогов и т.д.). По ходу данной деятельности возникают субъектно-объектные отношения, которые можно представить следующим образом:

администрация образовательного учреждения


С

педагогический коллектив


О С

ученический коллектив
О О

Управленческая деятельность демократического характера предполагает коллегиальность в решении педагогических проблем, коллективное сотрудничество в сочетании с единоначалием, разнообразную индивидуальную работу с учащимися. Результатом её является развитый и творчески работающий педагогический коллектив, обеспечивающий высокое качество образования и воспитания учащихся в данной образовательной системе.

◄ Научно-педагогическая деятельность - это поиск и разработка новых педагогических знаний, который осуществляется учёным-педагогом относительно всей сферы педагогической деятельности в целом при помощи специальных методов и средств научного познания (наблюдения, эксперимента, моделирования и т.д.). Итогом данной деятельности является новое педагогическое знание - в виде законов, принципов, новых систем, технологий, методов, приёмов, правил, форм организации процессов обучения и воспитания.

Практическое занятие 2.


sposobi-geometricheskogo-nivelirovaniya.html
sposobi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-v-sfere-monopolisticheskoj-deyatelnosti.html
    PR.RU™