Сущность государственной политики социальной защиты детства в РФ  

Сущность государственной политики социальной защиты детства в РФ

Вопросы теоретической части:

Предпосылки формирования и основные характеристики новой государственной политики в области социальной защиты детства. Организационные основы государственной политики по социальной защите детства Формы и методы социальной защиты детства Основы защиты детства в законодательстве Российской Федерации. Гарантии прав ребенка и государственные социальные стандарты социальной защиты детства

Вопросы для аудиторного обсуждения:

1. Каковы предпосылки формирования и цель новой государственной политики социальной защиты детства в современных условиях модернизации российского общества?

2. Какие принципы положены в основу современной российской системы социальной защиты детства?

3. Перечислите основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.

4. В чем сущность организационных основ государственной политики по социальной защите детства?

5. Какова роль прокуратуры в социальной защите детства?

6. Назовите формы и методы социальной защиты детства.

7. В чем заключаются гарантии прав детей в Российской Федерации?

8. Дайте общую характеристику государственных социальных стандартов.

Понятия и термины:

Политика, гражданское общество, модернизация, государственный стандарт.

Задания для самостоятельной работы №3:

1. Составить схему «Субъекты системы социальной защиты детства в Российской Федерации»

2. Проанализировать сущность государственной политики социальной защиты детства в разные исторические периоды и подготовить доклад по следующим темам:

- Характерные виды социальной помощи детям у древних славян.

- Сущность социальной помощи детскому населению России с X до конца XVIII в.

- Государственная политика защиты детства в XIX - начале XX в.

- Основные тенденции социальной защиты детства в годы советской власти.

Рекомендации к выполнению самостоятельной работы №3:

1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение (3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2. Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.



3. Задание для самостоятельной работы выполнить в тетради для конспектов по следующему алгоритму:

- Выписать названия министерств, ведомств, учреждений, служб, организаций – субъектов социальной защиты детства на федеральном, региональном (на примере Республики Крым) и местном (на примере г. Ялта);

- Выделить основные функции субъектов в сфере социальной защиты детства и внести их в схему «Субъекты системы социальной защиты детства в Российской Федерации»

4. Для эффективной подготовки доклада (5-7 минут) тщательно изучите выбранную тему, используя несколько предложенных источников. Тема доклада должна быть проработана до степени свободного владения. Составьте план доклада, заранее обсудите его с преподавателем. Напишите доклад, используя реферированный текст источников. По желанию обеспечьте публичное выступление слайд-презентаций с основными тезисами доклада.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с. : ил. табл.

2. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Н. Поддубная. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

3. Поддубная, Т. Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т. Н. Поддубная, А. О. Поддубный; науч. ред. Р. М. Чумичева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2005

Дополнительная:

1. Быкова, Л. Е. Социальная защита детей в Российской Федерации // Социальная работа в России: образование и практика : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, Департамент соц. защиты населения администрации Том. обл., Том. епархия Рус. правосл. церкви Моск. патриархата ; под ред. Н. А. Грика. - Томск : ТУСУР, 2009. – 243 с.

2. Организация и управление социальной защитой населения в регионе// Социальная политика региона: теория и практика: Учеб. пособие для вузов по специальности» Соц. работа»; под ред. И. П. Скворцова. – М.: КноРус, 2010. – С. 404 – 437.



3. Социальная политика. Социальная защита. Социальная работа : библиогр. науч.-вспом. аннот. указ. / Федер. агентство по образованию, Сев.-Зап. акад. гос. службы ; [сост.: Е. М. Ляшедько, В. А. Михайлова]. - СПб. : Изд-во СЗАГС, 2009. - 239 с.

4. Социальная защита семьи и детства : учеб-метод. пособие / [А. Н. Алексеева и др.] ; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. социологии, Центр науч.-практ. соц. работы и студенч. инициатив. - СПб. : Фак. социологии СПбГУ, 2008. - 866 с.

  1. Семья, личность и общество

Вопросы теоретической части:

Правовые аспекты защиты детей в семье. Права детей и обязанности родителей. Общая характеристика, особенности родительских обязанностей и прав. Обязанность и право родителей содержать, воспитывать и защищать интересы и права ребенка.

Вопросы для аудиторного обсуждения:

1. Назовите исторические предпосылки правового положения ребенка в семье.

2. Какими нормативно-правовыми документами регулируется охрана интересов детства в семье?

3. Охарактеризуйте права ребенка.

4. Перечислите права и обязанности родителей.

5. В чем заключается сущность лишения и ограничения родительских прав?

Понятия и термины:

Семья, потребности ребёнка, лишение (ограничение) родительских прав

Задания для самостоятельной работы №4:

1. Составить по различным источникам (научная, справочная, учебная литература) таблицу и на основе сравнительного анализа выделить сущностные характеристики семьи (с точки зрения 5-7 авторов).

Автор, источник Сущность понятия
1. 2.

2. Изучите систему потребностей человека по А.Маслоу, подготовьтесь к обсуждению темы «Потребности ребёнка и взрослого»

Рекомендации к выполнению самостоятельной работы №4:

1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение (3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2. Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

3. Задание для самостоятельной работы выполнить в тетради для конспектов по следующему алгоритму:

- Выписать названия источников (законов, нормативно-правовых актов) и авторов определения «семья» в графу 1 указанной таблицы.

- Выписать сущность понятия «семья» в графу 2 указанной таблицы.

- Быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы

4. Скопируйте в тетрадь для конспектов лекций схему потребностей человека по А.Маслоу. Выпишите сущностные характеристики каждого уровня потребностей.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с. : ил., табл.

2. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Н. Поддубная. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

3. Поддубная, Т. Н. Справочник социального педагога : защита детства в Российской Федерации / Т. Н. Поддубная, А. О. Поддубный ; науч. ред. Р. М. Чумичева. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2005

Дополнительная:

1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) \\Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/179146/

2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) \\Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154754/

3. Организация и управление социальной защитой населения в регионе// Социальная политика региона: теория и практика: Учеб. пособие для вузов по специальности» Соц. работа»; под ред. И. П. Скворцова. – М.: КноРус, 2010.– 458 с.

4. Социальная политика. Социальная защита. Социальная работа : библиогр. науч.-вспом. аннот. указ. / Федер. агентство по образованию, Сев.-Зап. акад. гос. службы ; [сост.: Е. М. Ляшедько, В. А. Михайлова]. - СПб. : Изд-во СЗАГС, 2009. - 239 с.

5. Социальная защита семьи и детства : учеб-метод. пособие / [А. Н. Алексеева и др.] ; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. социологии, Центр науч.-практ. соц. работы и студенч. инициатив. - СПб. : Фак. социологии СПбГУ, 2008. - 866 с.

  1. Понятие «семья социального риска». Особенности социальной защиты детей из семей социального риска

Вопросы теоретической части:

Понятие «семья социального риска». Категории семей социального риска. Социально – педагогический портрет ребёнка из семьи социального риска.Особенности социальной защиты детей из семей социального риска. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты детей, воспитывающихся в семьях социального риска

Вопросы для аудиторного обсуждения:

1. В чём сущность понятия «семья социального риска»?

2. Охарактеризуйте признаки трудной жизненной ситуации.

3. Назовите категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

4. Назовите главные черты социально – педагогического портрета ребёнка из семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, сиротство, безнадзорность, вынужденная миграция).

5. Какими актами регулируются права и гарантии детей группы риска? (Приведите примеры.)

Понятия и термины:

Социальный риск, сиротство, социальное сиротство, педагогическая поддержка, профилактика негативных явлений в семье, девиация, социализация, психолого-педагогическая коррекция, семья социального риска, семья в трудной жизненной ситуации, ребёнок группы риска

Задания для самостоятельной работы №5:

1. Ознакомиться с определением понятия «социальная услуга», содержанием услуги и составить таблицу «Основные виды социальных услуг» по следующему образцу:

Вид услуги Содержание услуги

Рекомендации к выполнению самостоятельной работы №5

1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение (3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2. Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

3. Задание для самостоятельной работы выполнить в тетради для конспектов по следующему алгоритму:

- Выписать названия государственной социальной услуги в графу 1 указанной таблицы.

- Выписать сущность понятия «… услуга» в графу 2 указанной таблицы.

- Быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с. : ил., табл.

2. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Н. Поддубная. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

3. Поддубная, Т. Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т. Н. Поддубная, А. О. Поддубный; науч. ред. Р. М. Чумичева. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2005

Дополнительная:

1. Карцева Л.В.Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учебное пособие \ Л.В Карцева .-2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 224 с.

2. Быкова, Л. Е. Социальная защита детей в Российской Федерации // Социальная работа в России: образование и практика : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, Департамент соц. защиты населения администрации Том. обл., Том. епархия Рус. правосл. церкви Моск. патриархата ; под ред. Н. А. Грика. - Томск : ТУСУР, 2009. – 243 с.

3. Холостова Е.И. Социальная политика социальная работа: Учебное пособие. – М.: издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2007. – 158 с.

  1. Социальные льготы для многодетных и неполных семей. Социальный педагог в системе социальной защиты многодетных и неполных семей

Вопросы теоретической части:

Понятие и категории многодетных семей. Проблемы многодетных семей. Система социальной работы с многодетными семьями. Социальные льготы для многодетных семей.

Вопросы для аудиторного обсуждения:

1. Какие семьи называются многодетными? Перечислите основные категории многодетных семей.

2. Назовите проблемы многодетных семей.

3. В чем сущность системы социальной работы с многодетными семьями?

4. Какие льготы предоставляются Российским государством

5. многодетным семьям?

Понятия и термины:

Многодетная семья, сиблинг, традиция, малообеспеченность.

Задания для самостоятельной работы№6:

  1. Изучить, составить тезисы «Нормативно-правовая база социальной защиты многодетных семей».
  2. Подготовьте доклад «Решение проблем многодетных семей в …..» (Обсудите регион с преподавателем)

Рекомендации к выполнению самостоятельной работы№6

1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение (3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2. Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

3. Задание для самостоятельной работы выполнить в тетради для конспектов по следующему алгоритму:

- Выписать названия нормативно-правовых актов, составляющих основу социальной защиты многодетных семей

- Охарактеризовать основные положения указанных нормативно-правовых актов

- Быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с. : ил., табл.

2. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Н. Поддубная. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

3. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров \ Под ред. докт. пед. наук И.А.Липского, докт.пед.наук Л.Е.Сикорской. - М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.-280с

Дополнительная:

1. Быкова, Л. Е. Социальная защита детей в Российской Федерации // Социальная работа в России: образование и практика : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, Департамент соц. защиты населения администрации Том. обл., Том. епархия Рус. правосл. церкви Моск. патриархата ; под ред. Н. А. Грика. - Томск: ТУСУР, 2009. – 243 с.

2. Карцева Л.В.Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учебное пособие \ Л.В Карцева .-2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 224 с.

3. Олиференко, Л. Я. Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально–педагогическая поддержка детей группы риска : учебное пособие для вузов / Л. Я. Олиференко. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.

4. Холостова Е.И. Социальная политика социальная работа: Учебное пособие. – М.: издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2007. – 158 с.

5. Поддубная, Т. Н. Справочник социального педагога : защита детства в Российской Федерации / Т. Н. Поддубная, А. О. Поддубный ; науч. ред. Р. М. Чумичева. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2005

  1. Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная защита детей–инвалидов и порядок предоставления льгот семьям, имеющим детей–инвалидов.

Вопросы теоретической части:

Деятельность Правительства Российской Федерации в части обеспечения прав детей-инвалидов и их социальной защиты. Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные направления социальной защиты детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальные льготы для семей, имеющих детей–инвалидов. Деятельность социального педагога по социальной защите детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросы для аудиторного обсуждения:

1. Дайте определение понятия детской инвалидности.

2. Назовите причины, приводящие к инвалидности.

3. Перечислите проблемы семей, имеющих ребенка-инвалида.

4. Охарактеризуйте основные составляющие социальной защиты детей-инвалидов.

5. В чем сущность социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями?

Понятия и термины:

Инвалидность, ограниченные возможности здоровья, реабилитация, инклюзия, доступная среда, интеграция

Задания для самостоятельной работы №7:

1. Составить информационный буклет «Государственная поддержка детей - инвалидов»

Рекомендации к выполнению самостоятельной работы№7

1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение (3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2. Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

3. Задание для самостоятельной работы выполнить в электронном виде по следующему алгоритму:

- Выписать льготы и услуги для семей, воспитывающих детей-инвалидов из соответствующих нормативно-правовых актов

- Составить перечень документов, необходимых для получения услуги, льготы

- Указать названия и адреса учреждений, служб и организаций, предоставляющих льготы и услуги для семей, воспитывающих детей-инвалидов

- Быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы

Рекомендуемая литература:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с. : ил., табл.

2. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Н. Поддубная. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

3. Поддубная, Т. Н. Справочник социального педагога : защита детства в Российской Федерации / Т. Н. Поддубная, А. О. Поддубный ; науч. ред. Р. М. Чумичева. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2005

Дополнительная:

1. Карцева Л.В.Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учебное пособие \ Л.В Карцева .-2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 224 с.

2. Социальная защита населения : опыт организационно–административной работы : учебное пособие для вузов // Практика социальных служб, учреждений, организаций. – М. : МарТ, 2008.

3. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20.07 1995 года \\ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164915/

  1. Социальная защита детей из семей мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев. Организация социальной работы с семьями мигрантов. беженцев и вынужденных переселенцев

Вопросы теоретической части:

Социальная защита детей из семей мигрантов. беженцев и вынужденных переселенцев. Организация социальной работы с семьями мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.

Вопросы для аудиторного обсуждения:

1. В чем сущность понятий «миграция» и «мигранты»? Назовите категории мигрантов.

2. Сравните понятия «беженец» и «вынужденный переселенец» (на основе законодательства Российской Федерации).

3. Каковы направления социальной защиты детей семей мигрантов?

4. Назовите и охарактеризуйте основные составляющие социальной работы с семьями мигрантов и их детьми.

Понятия и термины:

Миграция, трудовая миграция, беженец, вынужденный переселенец.

Задания для самостоятельной работы №8:

1. Изучить, составить таблицу «Нормативно-правовая база, регулирующая социальную защиту мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев» по образцу:

Название нормативно-правового акта Предоставляемые права, льготы, услуги
1. 2.

Рекомендации к выполнению самостоятельной работы№8

1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение (3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2. Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

3. Задание для самостоятельной работы выполнить в электронном виде по следующему алгоритму:

- Составить перечень нормативно-правовых актов, составляющих основу социальной защиты беженцев , мигрантов и вынужденных переселенцев

- Выписать права, льготы и услуги для беженцев и вынужденных переселенцев из соответствующих нормативно-правовых актов

- Быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с. : ил., табл.

2. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Н. Поддубная. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

3. Карцева Л.В.Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учебное пособие \ Л.В Карцева .-2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 224 с.

Дополнительная:

1. Поддубная, Т. Н. Справочник социального педагога : защита детства в Российской Федерации / Т. Н. Поддубная, А. О. Поддубный ; науч. ред. Р. М. Чумичева. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2005

2. Олиференко, Л. Я. Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально–педагогическая поддержка детей группы риска : учебное пособие для вузов / Л. Я. Олиференко. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.

3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями)\\Электронный ресурс. Режим доступа:. http://base.garant.ru/12116087/

4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями \\ Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/179146/

  1. Социальная защита безнадзорных детей. Система социальной помощи безнадзорным детям

Вопросы теоретической части:

Определение и причины возникновения бродяжничества и

безнадзорности детей. Проблемы и последствия безнадзорности и бродяжничества детей.

Вопросы для аудиторного обсуждения:

1. Дайте определение и назовите причины возникновения безнадзорности, беспризорности и бродяжничества детей.

2. Перечислите проблемы и последствия безнадзорности и бродяжничества детей.

3. В чем сущность системы социальной помощи безнадзорным детям?

Понятия и термины:

Безнадзорность, бесприютность, бродяжничество, ресоциализация, реинтеграция, волонтёрство

Задания для самостоятельной работы№9:

1. Подготовить доклад на следующие темы:

- Социальное сиротство в современном российском общества

- Детская безнадзорность как социальное явление

- Социально-педагогический портрет безнадзорного ребёнка

- Психологические особенности ребёнка с проблемами бродяжничества

- Основные направления профилактики детской безнадзорности

- Подготовка несовершеннолетних к волонтерской деятельности по профилактике безнадзорности и беспризорности.Трофименко

Рекомендации к выполнению самостоятельной работы №9:

1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение (3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2. Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

3. Для эффективной подготовки доклада (5-7 минут) тщательно изучите выбранную тему, используя несколько предложенных источников. Тема доклада должна быть проработана до степени свободного владения. Составьте план доклада, заранее обсудите его с преподавателем. Напишите доклад, используя реферированный текст источников. По желанию обеспечьте публичное выступление слайд-презентаций с основными тезисами доклада.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с. : ил., табл.

2. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Н. Поддубная. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

3. Социальная защита населения : опыт организационно–административной работы : учебное пособие для вузов // Практика социальных служб, учреждений, организаций. – М. : МарТ, 2008.

4. Филипова, Александра Геннадьевна. Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, в 80-90-е годы XX века: региональный аспект / А. Г. Филипова ; Федер. агентство по образованию, Комсом.-на-Амуре гос. техн. ун-т. - Комсомольск-на-Амуре: КНАГТУ, 2008. - 169 с.

Дополнительная:

1. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)\\Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/10135206/

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) \\Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/179146/

3. Карцева Л.В.Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учебное пособие \ Л.В Карцева .-2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 224 с.

4. Пантюхина Е. Н. Социально-педагогическая защита детей-сирот в России // Педагогика. - 2008. - N 6. - С. 93-99.

5. Поддубная, Т. Н. Справочник социального педагога : защита детства в Российской Федерации / Т. Н. Поддубная, А. О. Поддубный ; науч. ред. Р. М. Чумичева. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2005

  1. Социальная защита детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопросы теоретической части:

Биологическое и социальное сиротство. Организация устройства детей. Социальная защита детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление, учет и временное устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) детей. Опека и попечительство. Условия и порядок осуществления опеки и попечительства. Требования к опекунам и попечителям, их обязанности и права. Приемная семья. Понятие «приемная семья». Условия передачи ребенка в приемную семью. Требования к приемным родителям.

Вопросы для аудиторного обсуждения:

1. Дайте определения: «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

2. Назовите проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Перечислите формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Какова процедура усыновления (удочерения)?

5. Что называется опекой (попечительством)? Какие обязанности возлагает российское законодательство на опекунов (попечителей)?

6. Что такое приемная семья? Перечислите критерии приемной семьи.

7. Каковы пути решения проблем сиротства в Российской Федерации?

8. Назовите права и гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Понятия и термины:

Опека, попечительство, усыновление, приёмная семья.

Задания для самостоятельной работы №10:

1. Подготовить сообщение на тему «Формы семейного устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

- Усыновление (удочерение)

- Опека (попечительство)

- Приёмная семья

2. Подготовить заметку в газету на тему популяризации семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Рекомендации к выполнению самостоятельной работы №10:

1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изучить конспект лекции, при необходимости использовать рекомендуемую литературу. После этого, подготовить краткое сообщение (3-5 минут) по каждому из вопросов или составить тезисы ответов и быть готовым к публичной презентации результатов самостоятельной работы без использования текста сообщения.

2. Сущность понятий и определений, представленных в перечне, необходимо внести в словарь и выучить наизусть.

3. Для эффективной подготовки доклада (5-7 минут) тщательно изучите выбранную тему, используя несколько предложенных источников. Тема доклада должна быть проработана до степени свободного владения. Составьте план доклада, заранее обсудите его с преподавателем. Напишите доклад, используя реферированный текст источников. По желанию обеспечьте публичное выступление слайд-презентаций с основными тезисами доклада.

4. При подготовке заметки в газету руководствуйтесь примерным алгоритмом:

- Составить план

- Проработать литературу по выбранной теме

- Провести интервью со специалистами, занимающимися решением проблемы, рассматриваемой в заметке

- Подобрать высказывания выдающихся педагогов, психологов, политических или религиозных деятелей по выбранной теме

- Выработать собственное гражданское и личное отношение к проблеме, рассматриваемой в заметке

- Охарактеризовать актуальное положение дел по вопросу выбранной вами темы

- Предложить пути профилактики, решения проблемы, рассматриваемой в заметке

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика: защита семьи и детства [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Лодкина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 208 с. : ил., табл.

2. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Н. Поддубная. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

3. Социальная защита населения : опыт организационно–административной работы : учебное пособие для вузов // Практика социальных служб, учреждений, организаций. – М. : МарТ, 2008.

4. Филипова, Александра Геннадьевна. Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, в 80-90-е годы XX века: региональный аспект / А. Г. Филипова ; Федер. агентство по образованию, Комсом.-на-Амуре гос. техн. ун-т. - Комсомольск-на-Амуре: КНАГТУ, 2008. - 169 с.

Дополнительная:

1. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)\\Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/10135206/

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) \\Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/179146/

3. Карцева Л.В.Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учебное пособие \ Л.В Карцева .-2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 224 с.

4. Пантюхина Е. Н. Социально-педагогическая защита детей-сирот в России // Педагогика. - 2008. - N 6. - С. 93-99.

5. Поддубная, Т. Н. Справочник социального педагога : защита детства в Российской Федерации / Т. Н. Поддубная, А. О. Поддубный ; науч. ред. Р. М. Чумичева. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2005

11. Учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты

Вопросы теоретической части:

Типология учреждений для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты. Нормативно – правовое обеспечение социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты. Программа «Помощь детям-сиротам в России». Инновационные услуги в профилактике социального сиротства.

Вопросы для аудиторного обсуждения:

  1. Назовите основные типы учреждений для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  2. Укажите основные права детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты.
  3. Перечислите названия основных законов Российской Федерации, обеспечивающих социальную защиту детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  4. Укажите основные должностные обязанности социального педагога в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Понятия и термины:

Адресность, социальная адаптация, потребительская корзина, социальное обслуживание, социальная недостаточность

Задания для самостоятельной работы №11:

1. Составить таблицу «Учреждения для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по следующей форме:

№ п\п Тип учреждения Категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Цель и задачи учреждения, время пребывания детей Специалисты
1. 2. 3. 4. 5.

Рекомендации к выполнению самостоятельной работы №11:

1. Для качественной подготовки к обсуждению указанных вопросов на практическом (семинарском) занятии необходимо тщательно изу<


sushestvuyut-sili-kotorie-osushestvlyayut-globalnoe-upravlenie-so-storoni-etih-sil-imeetsya-realnaya-opasnost-i-ugroza-razrusheniya-i-unichtozheniya-rossii-russkoj-mnogonacionalnoj-civilizacii.html
sushestvuyut-sleduyushie-sposobnosti-lichnosti-k-pedagogicheskoj-deyatelnosti-perechislite-ih.html
    PR.RU™